Деловой интерес – газета предпринимателей Пермского края

Последние новости

Автограф от олимпийца
10:56 14 Февраля 2018

Опрос

Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, которые на данный момент предоставляются государством?
 
Да
 
Нет
 
Затрудняюсь ответить
 

Версия для печати

Люди, которые нас любят

Люди, которые нас любят

Театр «У Моста» пригласил для постановки «Зурикелы» представителей Грузии.

Грузинская самобытность и подростковая лирика – пожалуй, этими двумя эпитетами можно описать спектакль «Зурикела», премьеру которого показал в этом сезоне театр «У Моста». Трогательная, нежная и немного наивная, при этом бесконечно светлая и теплая – постановка «Зурикелы» вышла очень нехарактерной для самого мистического театра Перми.

СЛЕЗЫ СКВОЗЬ СМЕХ

«Я, бабушка, Илико и Илларион» – повесть Нодара Думбадзе, которая стала основой пьесы «Зурикела», вызвала восторженные отзывы критиков еще в момент ее публикации. Незамысловато, тонко, с переплетением иронии и легкой грусти повесть рассказывает о жизни в обычном грузинском селе, о судьбе мальчика Зурико, воспитываемого бабушкой и двумя соседями: дядей охотником Илларионом и сторожем Илико. Бабушка, естественно, очень хочет, чтобы единственный внук хорошо учился и стал образованным человеком. А юный шалопай пишет стихи, веселится и дурачится, проводя свободное время с Илико и Илларионом.

Роман, иногда наивно, иногда гротескно, но всегда очень бережно воспроизводящий жизнь грузинской деревни, на первый взгляд – легкий, окрашенный юмором текст. Но при этом он проникнут глубокой печалью – по уходящему детству, по исчезающим близким, по погибшим на полях сражений односельчанам. Усмешка, наивные рассказы Зурико, его подтрунивание над тремя стариками, воспитывающими непутевого мальчишку, скрывают безграничную человеческую боль. Боль ребенка, растущего без родителей. Боль селян, дети которых не вернулись с войны. Боль мальчика, который прощается с детством и вступает во взрослую жизнь. И главная задача режиссера, ставящего спектакль по мотивам повести, – найти тонкую грань между грустным и смешным, не превратить трагедию в гротеск, а иронию в сарказм.

СОХРАНЯЯ САМОБЫТНОСТЬ

Чтобы сохранить самобытность, передать тонкую тоску и любовь к Грузии, которыми, как золотыми нитями, прошита повесть «Я, бабушка, Илико и Илларион», художественный руководитель театра «У Моста» Сергей Федотов идет на очередной эксперимент. Для постановки он приглашает грузинского режиссера Вахтанга Николава, с которым случайно знакомится на одном из театральных фестивалей.

Вахтанг Николава – один из ведущих режиссеров Тбилисского русского театра. Но как же он был удивлен, когда поставить ему предложили произведение Нодара Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион». Эта советская классика, знакомая старшему поколению по школьной программе и фильму 1963 года, обошедшая когда–то все сцены Советского Союза, сегодня давно и прочно забыта режиссерами.

– Взяться за этот спектакль было очень ответственным шагом для меня, – говорит Вахтанг Николава. – Ведь повесть «Я, бабушка, Илико и Илларион» – про то, что есть, из чего состоит наша жизнь. Она собирается из маленьких кусочков: из любви, из окончания школы, какой–то потери, радости, грусти, смерти близких, в конце концов. Во время спектакля нам хотелось поговорить со зрителями о том, что дорого им, вспомнить наши общие детство, юность. Ведь «Зурикела» – пьеса по мотивам повести советского периода, когда у нас была одна большая страна. И это не грузинская история, не только наша культура – это наша общая история и культура.

Спектакль, действительно, в отличие от той же «Ханумы» или «Комедыи», не о национальной культуре вовсе, а об общечеловеческих ценностях. Постановка, которую показывает театр «У Моста», воспринимается не как непрерывное повествование. Это набор слегка пожелтевших, в сепии фотокарточек, которые условно можно разделить на четыре части. Довоенное время, счастливое детство, война, поступление в институт и взросление Зурико – и возвращение в родное село. Глазами Зурико Вахтанг Николава показывает нам грустную и веселую жизнь села, теплые и человечные отношения жителей.

ЧЕРНО—БЕЛОЕ КИНО

Удивительно, что «Зурикела» воспринимается именно как черно–белый фильм, советского прошлого – тонкая работа с деталями костюмов, со светом, с пространством сцены создают ощущение не грузинской деревни, но павильона «Мосфильма» середины шестидесятых, где режиссер снимает фильм о взрослении обычного советского парнишки. И трогательные, наивные сцены, и долгие взгляды, и замершие силуэты персонажей пьесы – словно отсылки к знакомым с детства кадрам из «Дикой собаки Динго», «Ста дней после детства», «Летят журавли»…

Этот минимализм, условность декораций, избыточность которых отвлекала бы от главного – переживаний героев, – безусловная заслуга сценографа Натальи Кобахидзе. Одна из самых ярких именно с точки зрения сценографии сцен – момент, когда в размеренную жизнь жителей села вмешивается война. Весь ее трагизм удалось показать и раскрыть всего в нескольких моментах: проводы жителей села, похоронка на сына Иллариона и сбор подарков для красноармейцев. В это же время идет становление, взросление самого Зурико, из мальчишки он постепенно превращается в мужчину. Не видя всех ужасов войны собственными глазами, он осознает их через судьбы односельчан, усваивает ценность и важность бескорыстия, единения, сострадания.

НЕЛЕПО, СМЕШНО, НЕРАЗУМНО — ВОЛШЕБНО

Все повествование в спектакле театра «У Моста» ведется от лица Зурико. Он рассказывает о себе первой фразой – «Я обыкновенный деревенский мальчик. У меня в сумке всегда фрукты, рогатка и пугач. До первых заморозков хожу в школу босиком. У меня всего одни залатанные штаны и по две переэкзаменовки каждый год». Анатолий Медянцев легко, с усмешкой, с первой же минуты спектакля создает образ деревенского шалопая, не очень–то верящего в ценности учебы. Но при этом вторым планом, подложкой к каждому своему действию, каждой проделке «мостовский» Зурико показывает любовь и уважение к своим близким, к старшему поколению, к родному селу и его обычаям.

Самая сложная работа в этом спектакле, пожалуй, у трех «возрастных» персонажей – Илико (Михаил Чуднов), Иллариона (Андрей Козлов) и бабушки (Регина Шнегирь). В диалогах – смешных, гротескных, нелепых – им надо передать не только саму шутку. Им надо рассказать и про страх перед смертью и одиночеством, и про огромный опыт уже пережитых потерь – ведь все они взрослые, пережившие своих и чужих детей, и свою любовь к непутевому мальчишке Зурико, который для них троих – единственная путевка в будущее, единственная надежда на лучшую жизнь. Пожалуй, Регина Шнегирь показывает одну из самых сильных сцен в этом спектакле – это момент прощания бабушки и Зурико. Наталья Кобахидзе выбирает для этой сцены статичный свет, а Вахтанг Николава фактически лишает актрису возможности двигаться, забирает у нее интонации и модуляции голосом: бабушка, уже зная, что умирает, готова к этому – но ей не следует пугать, огорчать любимого мальчишку Зурико, не следует отчаиваться и страшиться смерти. И единственное оружие, с которым перед судом зрителя остается в этот момент Регина Шнегирь, – ее лицо, словно выхваченное из полусумрака сцены: и вот на нем отражается все – и страх, и бесконечная любовь, и вера, что у ее мальчика, ее Зурико, все будет хорошо.

Интересно, что, несмотря на преобладание мужских персонажей – у них и реплик, и действий в «Зурикеле» больше, именно женские персонажи здесь раскрываются сильнее, именно они создают ту неповторимую, теплую атмосферу спектакля. Бабушка с ее домашними хлопотами, домохозяйка Марта (актриса Маргарита Иванова) – яркая, суетливая, словно вскочившая в советский фильм из какой–то постановки Феллини. Прекрасная в своей чувственной бессловесности корова Пакизо в исполнении Дарьи Рыжанковой. И, конечно, Мэри – трогательная, большеглазая, молчаливая Мэри – Юлия Гришкевич, становящаяся на сцене самим воплощением юности, красоты, любви и нежности.

Что получилось «У Моста»? Точно не вторая «Ханума». «Зурикела» – это не комедия и не спектакль про Грузию. Это – рассказ про жизнь, про самые ценные ее моменты – даже когда эти моменты грустные. И это история про то, что самое дорогое, что у нас есть, – это наши близкие. Люди, которые нас любят.      

Анастасия Петрова

Фото Вадима Балакина

16:36 02 Февраля 2018

Комментарии


Inосказательно

Наталья ЗУБАРЕВИЧ, профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ

Для меня сегодня основной вызов для Прикамья  – это как краю удержаться в числе лидеров, оказавшись в основной группе  относительно развитых регионов

17:29 15 Февраля 2018
Геннадий САНДЫРЕВ, сопредседатель регионального штаба ОНФ

В эти февральские дни мы вспоминаем два крайне важных события в нашей истории – прорыв блокады Ленинграда и победу в Сталинградской битве. 

11:34 08 Февраля 2018
Вячеслав БЕЛОВ, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае

Плановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства становится меньше

12:10 01 Февраля 2018
Марина ШИЛОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Время беспощадно. Одни события уходят в небытие, теряются казавшиеся незыблемыми традиции, но вдруг появляются новые – важные, интересные

15:25 25 Января 2018
Татьяна ГОЛИКОВА, глава Счетной палаты

Система участия государства в экономике достаточно серьезно переразмерена и мы ее мало контролируем. 

11:08 18 Января 2018

IN - календарь

13 - 17 февраля 
Дни робототехники в Пермском крае
дни робототехники
15 февраля 
Дни открытых дверей для предпринимателей в Управлении Роспотребнадзора
публичные обсуждения результатов правоприменительной практики за 4 квартал 2017 года
21 - 22 февраля 
«Молодежный форум. Пермский период»
Зимняя сессия краевого форума Пермского края
15 марта 
Прием предпринимателей
Прием Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Пермском крае Вячеславом Беловым

 

Финансовая поддержка:

Финансовая поддержка: группа компаний «Налоги и право»

Информационные партнеры:

Пермский центр развития предпринимательства

пермский гарантийный фонд Пермский конгресс ученых-юристов  ВЦ Пермская ярмарка

© 2015 - 2016 Газета предпринимателей Пермского края «DЕЛОВОЙ INТЕРЕС». Телефон отдела рекламы: 8 (342) 259-25-66

г. Пермь, ул. Клары Цеткин, 10а, офис 803

Создание сайта:
Веб-Студия Демшина Ильи