Деловой интерес – газета предпринимателей Пермского края

Последние новости

Автограф от олимпийца
10:56 14 Февраля 2018

Опрос

Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, которые на данный момент предоставляются государством?
 
Да
 
Нет
 
Затрудняюсь ответить
 

Версия для печати

Подарок к Рождеству

Подарок к Рождеству

«Щелкунчик» в авторской версии Алексея Мирошниченко вновь покажут в Перми в феврале.

Самую новогоднюю историю, балет Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик», Пермский оперный презентовал аккурат к Новому году и Рождеству. Этот спектакль – абсолютно новая версия знаменитого балета: новое либретто плюс заново сочиненный хореографический текст. Автор того и другого – главный балетмейстер театра Алексей Мирошниченко. Кроме него в команде постановщиков рождественской феерии также музыкальный руководитель и дирижер Артем Абашев, художник по костюмам Татьяна Ногинова, художник–сценограф Альона Пикалова и художник по свету Алексей Хорошев.

ЧЕЛОВЕК БЕЗ ЛЮБВИ — КУКЛА

Год назад, выпуская собственную версию прокофьевской «Золушки», Мирошниченко, как наверняка помнят пермские театралы, превратил традиционную сказку в балетную драму. Тот спектакль переносит зрителей ни много ни мало в СССР, во времена хрущевской оттепели.

«Щелкунчик» в этом плане не столь радикален. Взяв за основу сказку Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», хореограф переместил действие в Петербург 1892 года. Ведь именно тогда, 125 лет назад, в Мариинском театре состоялась мировая премьера этого балета.

Новый балет начинается в предрождественском Петербурге: по проспекту степенно прохаживаются городовые, играют в снежки гимназисты и зазывают покупателей колоритные торговцы, вдали светится купол Исаакиевского собора, а в один из старинных особняков съезжаются на праздник нарядные гости. Там, в домашнем театре, им показывают спектакль о принцессе Пирлипат и орехе Кракатук, до слез растрогавший Мари, дочь хозяина дома.

– У меня Мари — не маленькая девочка, ей лет 15, она уже на пороге взрослой жизни, – поясняет балетмейстер. – И если описывать сюжет двумя словами, то можно сказать, что за ночь Мари взрослеет и возвращается из этой сказки совершенно другой. Засыпает она с Щелкунчиком в руках, а проснувшись, не может найти подаренную ей куклу. Может быть, Щелкунчик действительно превратился в Принца? А может, ей больше не нужна игрушка, а нужен друг? Словом, это спектакль о том, что любовь даже куклу способна сделать живой, и, наоборот, без любви человек — это кукла.

Классическая сказка в интерпретации Алексея Мирошниченко стала, таким образом, ближе к жизни, к настоящим, а не игрушечным чувствам. Но волшебства в ней ничуть не убавилось. Несмотря на то что переход от грез к реалиям полон неподдельного драматизма (и Полина Булдакова, танцевавшая Мари на премьере, была здесь очень трогательна, интересна, убедительна), у спектакля все же счастливый конец. Неожиданный для зрителей, но счастливый.

МУНДИР ОТ ЧЕРЧИЛЛЯ

Новая постановка «Щелкунчика», безусловно, масштабнее и ярче всех предыдущих (а нынешняя уже пятая) этого балета в Перми. Великолепные декорации, сказочные костюмы, множество самых разных персонажей, связанных с Рождеством, – все это длит и длит ощущение волшебства.

– Чтобы передать дух того времени, наши костюмы зеркалят моду конца XIX века и то, как она менялась, – рассказывает Татьяна Ногинова. – Тогда многие дамы в возрасте носили наряды с турнюрами – подкладками под платье. А юные модницы уже осваивали костюмы модерн, в которых женщина была как бы прообразом цветка.

Именно в таких нарядах, безупречных по стилю и крою, танцуют–веселятся на рождественском празднике дамы в доме Штальбаумов. А вот на создание костюма для Щелкунчика, по словам Ногиновой, ее вдохновило, как это ни странно, фото Уинстона Черчилля. Странно – потому что для нас Черчилль – толстый лысый человек, полный сарказма. Но в 17 лет и он, оказывается, был другим: на фотографии вполне себе симпатичный кадет в форме кавалергардской школы. Этот–то мундир с петлицами и привлек ее внимание.

Всего же в «Щелкунчике» около 260 костюмов, и каких! Испанский, итальянский, китайский и другие характерные танцы – простор для фантазии не только хореографа, но и художника. А знаменитые вальс цветов и вальс снежинок! Кстати, в последнем стильные дымчатые пачки танцовщиц украшены орнаментом в форме снежинки, и ни одна из них не повторяется. У каждой балерины на пачке свой снежный узор.

Настоящий восторг в зале, особенно у детей, вызывают также ангелочки с золотыми крылышками, меховые мыши. Ну и, конечно, два неуклюжих белых медведя. Огромных, но не страшных нисколечко. Еще бы сцена в пермском театре для таких «многонаселенных» спектаклей была побольше…

НЕ СЛОМАТЬ ЗУБЫ С ЩЕЛКУНЧИКОМ

Алексей Мирошниченко признается: поставив «Щелкунчик», он отдал дань своему педагогу Игорю Бельскому. Известный хореограф, художественный руководитель Академии русского балета им. Вагановой очень хотел, чтобы его ученик поставил именно этот спектакль.

– Почему–то он считал, что я обязательно должен это сделать, – вспоминает Алексей Мирошниченко. – Учитель передал мне все свои записи, наработки. Сам он ставил «Щелкунчик» в МАЛЕГОТе (нынче Михайловский театр), но его спектакль был гораздо радикальнее: мышей, к примеру, там изображали женщины в пуантах. В последний раз мы встречались с Игорем Дмитриевичем, когда он уже болел. И его словами, обращенными ко мне, помню, были: «Ключевая работа – «Щелкунчик»!»

Нынешний балет Мирошниченко при всей его новизне и оригинальности поставлен по режиссерским и хореографическим канонам классического спектакля. Балетмейстер не скрывает, что сделать современную версию было бы заманчиво: ведь при этом ты совершенно свободен в интерпретации. Но кто сказал, что собственные сюжетные и музыкальные открытия исключаются в рамках той же классической формы?

– Считается, что музыка к этому балету, которую Чайковский писал по либретто Петипа, до сих пор не раскрыта никем из многочисленных постановщиков «Щелкунчика». Что она значительно шире и мощнее того либретто, – говорит хореограф. – И на протяжении десятилетий о некоторые места в этой музыке постановщики просто зубы ломают. Я тоже попытался как–то решить тут проблему с музыкой. Например, финал, который во многих постановках идет как радостное большое адажио влюбленных Мари и Принца, у меня абсолютно иной.

Увидеть нового «Щелкунчика», которому театральные критики уже прочат судьбу самого яркого спектакля 2018 года, пермяки смогут вновь в ближайшие дни – 14 и 15 февраля.

Вера Шуваева 

17:09 26 Января 2018

Комментарии


Inосказательно

Наталья ЗУБАРЕВИЧ, профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ

Для меня сегодня основной вызов для Прикамья  – это как краю удержаться в числе лидеров, оказавшись в основной группе  относительно развитых регионов

17:29 15 Февраля 2018
Геннадий САНДЫРЕВ, сопредседатель регионального штаба ОНФ

В эти февральские дни мы вспоминаем два крайне важных события в нашей истории – прорыв блокады Ленинграда и победу в Сталинградской битве. 

11:34 08 Февраля 2018
Вячеслав БЕЛОВ, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае

Плановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства становится меньше

12:10 01 Февраля 2018
Марина ШИЛОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Время беспощадно. Одни события уходят в небытие, теряются казавшиеся незыблемыми традиции, но вдруг появляются новые – важные, интересные

15:25 25 Января 2018
Татьяна ГОЛИКОВА, глава Счетной палаты

Система участия государства в экономике достаточно серьезно переразмерена и мы ее мало контролируем. 

11:08 18 Января 2018

IN - календарь

13 - 17 февраля 
Дни робототехники в Пермском крае
дни робототехники
15 февраля 
Дни открытых дверей для предпринимателей в Управлении Роспотребнадзора
публичные обсуждения результатов правоприменительной практики за 4 квартал 2017 года
21 - 22 февраля 
«Молодежный форум. Пермский период»
Зимняя сессия краевого форума Пермского края
15 марта 
Прием предпринимателей
Прием Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Пермском крае Вячеславом Беловым

 

Финансовая поддержка:

Финансовая поддержка: группа компаний «Налоги и право»

Информационные партнеры:

Пермский центр развития предпринимательства

пермский гарантийный фонд Пермский конгресс ученых-юристов  ВЦ Пермская ярмарка

© 2015 - 2016 Газета предпринимателей Пермского края «DЕЛОВОЙ INТЕРЕС». Телефон отдела рекламы: 8 (342) 259-25-66

г. Пермь, ул. Клары Цеткин, 10а, офис 803

Создание сайта:
Веб-Студия Демшина Ильи